Предложения по дополнительным мерам поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК направлены СоюзМаш в адрес Президента РФ
«Предложения СоюзМаш отражают консолидированную позицию о наиболее важных мерах поддержки, необходимых промышленности. В работе над документом приняли участие представители более 150 организаций, среди которых «Роскосмос», «Росатом», Ростех, ФСВТС России, «ОСК», «Трансмашхолдинг», Концерн «Алмаз-Антей», ФСК-ЕЭС и другие. Все предложения прошли глубокую экспертизу. В итоговый список вошли инициативы, которые были поддержаны большинством участников обсуждения. В случае одобрения руководством государства, часть предложений могут рассматриваться как постоянные меры поддержки, стимулирующие развитие машиностроения и рост экономики в долгосрочной перспективе», — отметил председатель СоюзМаш России, глава Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
Наряду с общесистемными мерами поддержки, такими как увеличение объемов госзакупок отечественной продукции, расширение возможностей кредитования организаций ОПК, сохранение утвержденных объемов государственного оборонного заказа, временное снижение НДС до 10% на период до 2024 года для отраслей экономики, определенных Правительством РФ, в перечень предложений вошли инициативы, направленные на поддержку ряда секторов машиностроения.
Одной из таких мер является поддержка развития транспортного машиностроения путём выделения субсидий на приобретение до 30 000 единиц в год инновационного подвижного состава (25 тс) взамен устаревшего (23,5 тс), что позволит обновить парк грузового подвижного состава, снизить уровень негативного воздействия на инфраструктуру, повысить безопасность и надёжность эксплуатации вагонов, и следовательно, повысить эффективность работы сети железных дорог.
Еще одной инициативой, поддержанной членами Бюро СоюзМаш, стало предложение о предоставлении предприятиям субсидий, направленных на создание страховых запасов микроэлектронной продукции, применяемой в ОПК и ракетно-космической отрасли.
Помимо этого в документ вошло предложение о продлении сроков (для предприятий ОПК не менее чем на 3 года) и снижении значений индикативных показателей реализуемых комплексных инвестиционных проектов в рамках заключенных соглашений с государственными органами исполнительной власти, а также предложение о выделении дополнительных средств организациям-экспортерам военной продукции.
Крайне важной инициативой для своевременного выполнения заказов и поддержания финансовой устойчивости предприятий остается увеличение авансирования государственных контрактов в объеме не менее 50% от цены контракта (этапа исполнения контракта) для гражданского сектора и не менее 80% в рамках государственного оборонного заказа с упрощением существующего порядка авансирования. Данное предложение частично уже учтено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. 630 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым установлен новый предел для авансовых платежей – 50% от суммы государственного контракта. Ранее размер аванса составлял не более 30%.
«Стоит отметить высокую динамику, взятую Правительством РФ под руководством Михаила Мишустина в части принятия конкретных мер поддержки отечественной экономики в нынешних условиях. Несмотря на то, что предложение Союза машиностроителей России по авансированию платежей по госконтрактам в настоящее время реализовано частично, эта мера весьма эффективна и позволит улучшить финансовое положение промышленных предприятий. Мы рассчитываем, что Правительство рассмотрит возможность дополнительного увеличения порога по авансированию в рамках государственного оборонного заказа», — прокомментировал предложения заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
В случае положительной оценки предложенных СоюзМаш мер поддержки Президентом РФ, они будут включены в правительственный План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях распространения инфекции COVID-19.